Использование мультимедийных технологий

Использование мультимедийных технологий при формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (в дальнейшем – ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Не исключением стала, и группа детей, в которой работаю.

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья [4].

На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей (А.Н. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования ЗОЖ у дошкольников с нормальным развитием (Н.А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Куравцева, М.В. Меличева и др.), с задержкой психического развития (ЗПР) и речевыми нарушениями [2].

Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о здоровом образе жизни старших дошкольников с нормальным развитием, задержкой психического развития и общим недоразвитием речи и выявить общие для детей особенности этих представлений:

  • большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но развивать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;
  • только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого человека (мать);
  • у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья;
  • недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно – гигиенических норм, состояния окружающей среды;
  • недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов [2].

Для того чтобы воспитать (согласно целевым ориентирам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) ребенка, овладевшего основными культурными способами деятельности, инициативного, самостоятельного в различных видах деятельности, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми [5], необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Изучив проблему тенденции снижения качества здоровья, я решила направить свой опыт использования мультимедийных технологий в сторону формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Цель работы: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных технологий.

Задачи:

1.     Проанализировать научно-методическую литературу по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

2.     Разработать перспективное планирование комплексных занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни с использованием мультимедийных технологий.

3.     Описать опыт работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Глава I Теоретические основы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 

От жизнерадостности, бодрости детей 

зависит их духовная жизнь, 

мировоззрение, умственное развитие, 

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

 

1.1. Исторический аспект формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

Древнегреческий педагог Квинтилиан Марк Фабий выделил основные идеи, которые до сих пор  остаются в педагогике центральными: учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

В эпоху Возрождения ведущие гуманисты Европы снова обращаются к необходимости гуманизации физического воспитания.

В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практическим вопросом формирования личности. Учёный Я. А. Коменский заложил теоретические основы индивидуального подхода к учащемуся. Он писал о том, что силы учеников требуют поддержки, а не подавления.

Западноевропейские педагоги XVIII-XIX веков Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо внесли большой вклад в развитие педагогики здоровья, уделяли внимание заботе об укреплении здоровья детей. Дж. Локк указывал на необходимость чередования умственных и физических упражнений, рекомендовал последнее не только для развития физических способностей, но и для укрепления воли и характера. Ж.Ж. Руссо считал физическое воспитание основой развития личности и подчёркивал его значение для умственной деятельности и трудового обучения детей.

И.Г. Пестолоцци развивает и практически воплощает принцип природосообразности гармонического развития всех сил и способностей человека. Он связывает обучение с воспитанием и развитием ребёнка, педагогику с психологией. Именно его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием педагогики.

К задачам физического воспитания В.Г. Белинский относил охрану здоровья детей, развитие их физических сил путём установления правильного образа жизни.

Рассматривая в историческом аспекте развитие оздоровительного воспитания в мировой педагогике, не сложно проследить, как в зависимости от целей и задач воспитания менялись и требования к здоровому образу жизни в разные исторические периоды [7].

Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни  направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным  и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в дальнейшем – ФГОС ДО) направлен на решение следующих задач:

1.     охраны и укрепления физического и психического здоровья детей…

6.     формирование общей культуры личностей детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,… [5 п.п.1.6.1;1.6.6].

Формирование начальных представлений о здоровой образе жизни в стандарте дошкольного образования входит в образовательную область «Физическое развитие», которая в себя включает «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании  полезных привычек и др.)» [5 п.2.6].

В стандарте дошкольного образования достаточно четко прописаны требования к результатам освоения программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования [5 п.4.1].

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по-моему мнению являются:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности…;
  • ребенок … может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность…, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе… [5 п.4.6]

1.2. Сравнительный анализ проектов программ на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Программа "Детство" предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника, т.е. ребёнок становится субъектом оздоровительного процесса.

Дошкольников знакомят с признаками здоровья и нездоровья человека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здорового человека, с правилами здорового образа жизни, полезными (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредными для здоровья привычками, с особенностями правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома, с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием.

При реализации программы "Радуга"  основной и главной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей. В образовательной области "Физическое развитие" перечислены общие воспитательные задачи, которые включают приобретение опыта в различных видах деятельности детей, включая задачу воспитания привычки к ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами. В каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются. Здесь же приводится перечень знаний, умений, правил которых должен придерживаться ребёнок, детские трудности и методические приёмы приобщения детей к ЗОЖ.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Васильевой, М.А. Комаровой.

Одной из отличительных особенностей проекта программы "От рождения до школы" является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у них элементарных представлений о ЗОЖ, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности к двигательной активности. Для достижения ведущих целей Программы первостепенное значение имеют многие факторы, один из которых - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

Детей учат осознавать ценность ЗОЖ, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни и воспринимает ЗОЖ как ценность [6].

В старшей группе (5-6 лет) психолого – педагогическая работа направлена на:

1.     расширение представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентирование внимания детей на особенностях их организма и здоровья;

2.     расширение представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, вода и воздух – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье;

3.     формирование представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

4.     расширение представлений о роли гигиены и режиме дня для здорового человека;

5.     формирование представлений о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитание сочувствия к болеющим. Формирование умения характеризовать сове самочувствие;

6.     знакомство детей с возможностями здорового человека;

7.     формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Привитии интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом;

В подготовительной группе (6-7 лет) психолого – педагогическая работа направлена на:

1.     расширение представлений детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);

2.     формирование представлений о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем;

3.     формирование представлений об активном отдыхе;

4.     расширение представлений о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;

5.     расширение представлений о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье [3, с.198-199].

Глава II Опыт работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий

Свою работу по теме я провожу по следующим направлениям:

1.     Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2.     Деятельность с детьми в различных ее формах.

3.     Взаимодействие с родительской общественностью.

4.     Взаимодействие с коллегами с целью обмена опытом и помощи в работе с компьютерной техникой.

2.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды по формированию здорового образа жизни.

Развивающая предметно – пространственная среда нашего МДОУ отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Детский сад оборудован современными техническими средствами обучения, находящимися в свободном доступе педагогов для использования в образовательной деятельности, а именно: мультимедийные проекторы, интерактивная доска Smart Board, интерактивная панель Mimio Teach, современные жидкокристаллические телевизоры с возможностью подключения через USB и HDMI порт, аудиосистема. Поэтому проблем с необходимым оборудованием при проведении различных форм работы с детьми у меня не возникало и это подталкивало меня к более профессиональному владению техникой и оборудованием.

В настоящее время мной подобрана медиатека, которую использую в различных видах деятельности, это:

1.     Звуковые материалы – записи голосов птиц, млекопитающих, дождя, ветра, детские песни и т.д.

2.     Разнообразные тематические картинки.

3.     Мультимедийные презентации с разнообразными красочными изображениями и звуковыми рядами, при этом пользуюсь презентациями из банка сети Internet, а так же разрабатываю их самостоятельно (см. приложение №2, №4).

4.     Мультфильмы и детские фильмы познавательного характера.

В группе созданы центры сюжетно – ролевых игр с разнообразными атрибутами («медицинский центр», «аптека здоровья», «ветеринарная клиника», «салон красоты» и др.). Оформлены различные дидактические игры на тему здорового образа жизни и строения тела человека («Как правильно есть», «Если хочешь быть здоров», «Хорошо – плохо», «Я узнаю себя», «Школа моего питания» и др.). В группе имеются различные наглядные пособия и методическая литература («Валеология ли здоровый малыш», «Будь здоров!», «Две недели в лагере здоровья» и др.).

2.2. Деятельность с детьми

В течение учебного года в старшей и подготовительной группе детского сада несколько раз встречается лексическая тема «Познай себя», где возможно целенаправленно показать значение ЗОЖ в жизни человека.

За основу планирования работы по формированию начальных представлений о ЗОЖ я взяла план совместной работы педагогов, предложенный И.М. Новиковой в книге «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» [2].

Мной были подобраны и разработаны различные мультимедийные материалы для использования с детьми во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми (см. приложение №5).

Мультимедийные технологии при формировании начальных представлений о здоровом образе жизни применяю в различных видах деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Во время игровой деятельности использую компьютерные игры – задания, задания на интерактивной доске, как для подгруппы детей, так и для индивидуальной работы.

Во время познавательно – исследовательской деятельности на экране располагаю схему эксперимента, показываю фрагмент познавательного фильма или опыта.

В свободной деятельности ребятам просматриваем мультфильмы или прослушиваем песни с последующим обсуждением содержания.

При проведении организованной образовательной деятельности с использованием мультимедийных технологий стало понятно, что они имеют ряд преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста:

1.     Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2.     Учитывая наглядно – образное мышление дошкольников, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям.

3.     Наглядная информация из презентаций позволяет педагогу выстроить объяснение более научно и логично. При этом задействуются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.     Презентация дает более детально рассмотреть сложный материал, поэтапно остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5.     Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка и способствуют повешению интереса к изучаемому материалу.

6.     Организованная образовательная деятельность с использованием компьютера побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.

7.     Компьютер помогает показать то, что не расскажешь или что не может передать безжизненный сюжет картинки.

8.     Повышая динамику занятий с помощью презентации, я добиваюсь более эффективного усвоения материала, развития памяти, воображения, творчества детей.

Во время проведения организованной образовательной деятельности  не ограничиваюсь показом наглядных иллюстраций на экране, а использую интерактивные формы работы с детьми с применением всех возможностей программ Microsoft PowerPoint и Smart notebook. На занятиях к моим ребятам приходят сказочные персонажи, оживают герои. Использую различные видеофрагменты и звуковые дорожки, которые очень нравятся детям. Мультимедийные технологии помогают детям поверить и окунуться в сказку, побывать там, где никогда не будешь.

2.3. Взаимодействие с родительской общественностью

Для обеспечения целостного развития личности ребенка, необходимо чтобы родители выступали активными участниками образовательного процесса. В своей работе использую следующие формы взаимодействия с родительской общественностью:

- анкетирование;

- информационный стенд;

- совместная организация развивающей среды;

- родительские собрания и консультации;

- открытые просмотры и праздники.

Остановимся более подробно на каждом из них.

Первоначально мной было проведено анкетирование родителей воспитанников моей группы по определению уровня знаний о здоровом образе жизни (см. приложение №6).

В результате анкетирования стало понятно, что родители воспитанников имеют представления   здоровом образе жизни,  занимаются сохранением и поддержанием здоровья в своей семье. Родителям нужна помощь детского сада в укреплении здоровья ребенка, и они удовлетворены деятельностью ДОУ в рамках физического развития дошкольников.

В дальнейшем я провела анкетирование по информационным компьютерным технологиям, в ходе которого узнала, как родители относятся к использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе детского сада, как они и их дети используют персональный компьютер дома (см. приложение №7).

Результаты анкетирования показывают, что у всех детей в группе имеется дома компьютер или планшет, на которых в основном дети просматривают видеоролики и слушают аудиосказки, а так же посещают интересные ресурсы Интернета. Родители следят за тем, что делает их ребенок за компьютером. В отношении детского сада, родители считают, что использование информационных компьютерных технологий в детском саду возможно, но должно быть ограничено.

На информационном стенде для родителей мной регулярно размещается разнообразная информация. Например, консультации «Компьютер и ребенок», «Компьютер. Что такое хорошо и что такое плохо?» (см. приложения №8, №9), а так же консультации по здоровому образу жизни, например, «Правила здорового образа жизни», «Здоровье ребенка в наших руках!». Так же на информационном стенде для родителей свою информацию размещает медицинский работник детского сада.

Родители принимают активное участие в пополнении развивающей предметно – пространственной среды. Совместно с родительской общественностью были сшиты костюмы врача и медицинской сестры для сюжетно – ролевых игр, фартуки для уголка дежурных. Уголок доктора пополнен медицинским оборудованием (пластмассовые пробирки, шприцы, баночки, контейнеры, пипетки, тонометр, фонендоскоп и др.).

В направлении взаимодействия с родителями провела родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка», в ходе которого я обсудила с взрослыми, чем же компьютер отличается от обычной игрушки, чем он так привлекает детей, чем же он все-таки является добром или злом в жизни ребенка, как сделать так чтобы оградить ребенка от компьютерной зависимости уже в столь раннем возрасте, помогла родителям выбрать полезные и познавательные сайты для детей (см. приложение №10). Всю эту важную информацию для родителей я разместила на своем персональном сайте.

Новым направлением в данной работе явились съемка и монтаж фильма для родителей о жизни их ребят на тему «Формирование здорового образа жизни у детей в детском саду». Фильм родителям очень понравился и после этого собрания многие попросили записать видео на их носители и увидеть продолжение.

Современный образ жизни подтолкнул к созданию закрытой группы на одном из социальных сайтов сети Internet, в которой родители воспитанников моей группы общаются друг с другом, могут задать интересующие вопросы воспитателям и получить консультацию, посмотреть фотографии и видеофрагменты о жизни группы и ребят в детском саду.

2.4. Взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ

В процессе активной работы с компьютером я поняла, что опытом надо делиться. Поэтому  начала помогать другим педагогам детского сада в обращении с компьютером. Оказывала помощь в оформлении документации, в поиске информации в сети Internet, в создании презентаций в программе Microsoft PowerPoint и их использовании в образовательном процессе, техническую помощь в обращении с компьютерной техникой.  Оформила список методической литературы по обучению взрослых и детей работе за компьютером (см. приложение №11).

Согласно годовому плану работы разработаны и проведены консультации для педагогов ДОУ «Использование мультимедийных технологий при работе с детьми» (см. приложение №12), «Использование интерактивной доски в образовательном процессе», а так же выступление на педагогическом совете «Организация образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» с докладом «Повышение уровня ИКТ компетенции педагога».

2.5. Результаты деятельности

По данной теме я работаю с детьми второй год на подготовительной к школе группе и, проведя мониторинг динамики развития детей, разработанный в нашем детском саду, проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что на выходе из детского сада выпускники обладают начальными представлениями о себе, соблюдают правила личной гигиены, интересуются причинно – следственными связями.

С целью выявления особенностей формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни провожу диагностику уровня начальных представлений детей (см. приложение №13).

Результаты педагогической диагностики по формированию здорового образа жизни в 2014-2015 учебном году:

Уровень знаний

Процент воспитанников

На начало учебного года

На конец учебного года

Выше среднего

-

100%

Средний

100%

-

Ниже среднего

-

-

Низкий

-

-

По результатам педагогической диагностики видна положительная динамика в освоении раздела программы по ЗОЖ.

В этом учебном году диагностика выявила, что большая часть  воспитанников моей группы имеет средний уровень знаний по данной теме и моя целенаправленная и систематическая работа продолжиться и в этом учебном году.

Заключение

Развитие в ребенке умений заботиться о своем здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы, которую должны решать дошкольные образовательные учреждения, а так же родители в семейном воспитании детей. Однако зачастую этот процесс ведется бессистемно, отрывочно, от случая к случаю. Вполне очевидно, что успех деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей во многом будет зависеть от того, насколько сам ребенок участвует в этой деятельности – владеет приемами сохранения и укрепления своего здоровья, а так же обладает развитым чувством озабоченности своим здоровьем, понимает важность его сохранения и укрепления [1].

Поэтому, чем раньше начата работа по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, тем она успешнее.

Хочется, чтобы наши дети росли крепкими и здоровыми, чтобы на выходе из детского сада они были достаточно готовыми к обучению в школе с точки зрения психофизического и социального здоровья. Поэтому моя работа на этом не заканчивается, я буду стараться привить детям с малых лет любовь к себе, собственному здоровью и окружающим нас людям.

А чтобы сделать свою работу более качественной и интересной для детей, я буду совершенствовать, и пополнять свои знания в области современных образовательных технологий.

Литература

1.     Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2010

2.     Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАЙКА-СИНЕТЕЗ, 2010

3.     От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2- изд., испр. – М.: МОЗАЙКА-СИНЕТЕЗ, 2014.

4.     Система работы по формированию здорового образа жизни. Подготовительная группа./Сост. О.И. Бочкарёва.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

6.     https://westud.ru/work/262290/Osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni

7.     https://www.openclass.ru/node/229268

Приложения